Семинар "Самопродвижение и эпистемическая позиция в аннотациях грантовых заявок Национального научного фонда США (1987-2024)"
Эпистемическая позиция играет центральную роль в академическом дискурсе, позволяя представить идеи как неопровержимые факты, гипотезы или субъективные мнения, а также придавать им большую или меньшую значимость. Хотя выражение эпистемической позиции в академическом дискурсе в целом уже достаточно подробно изучено, существует недостаток исследований, рассматривающих, как она реализуется в различных научных дисциплинах с течением времени. В данном докладе представлены результаты анализа трёх категорий средств выражения эпистемической позиции — модальных глаголов, усилителей ("бустеров") и смягчителей ("хеджей") — на материале корпуса аннотаций грантовых заявок Национального научного фонда США по семи дисциплинам в период с 1987 по 2024 годы. Полученные данные выявили как общие тенденции, так и различия между дисциплинами в динамике использования указанных языковых средств. В частности, было установлено, что в пяти из семи дисциплин (а также в корпусе в целом) наблюдается устойчивая и статистически значимая тенденция к снижению частотности использования "бустеров". Эти данные контрастируют с выводами ряда предыдущих исследований, согласно которым язык научной коммуникации становится всё более "уверенным" и категоричным.